Новини  |  Публікації  |  Фото  |    |  
RSS  |  PDA Версія  |  Архiв  |  |  
4POST НОВИНИ Незалежне Iнтернет-видання

А о бизнесе опять забыли…



30 жовтня 2013, 10:11
Алексей АЛЕКСАНДРОВ



Написати коментар 0
Версія для друку 

Украинским предпринимателям опять не повезло. В очередной раз «чистая» политика взяла верх над экономикой.

Речь – о ставших уже чуть ли не легендарными поправках к Налоговому кодексу, принятых 24 октября. Все уже знают о том, что приняты они были с жутким скандалом, о том, что эти поправки могут не дать Кличко стать президентом… Но суть самих законодательных изменений за политическим шумом просто потерялась. О них как бы забыли. А зря. Законопроект-то очень показательный, если разобраться.

Конечно, гораздо интереснее копаться в том, кто подставил Кличко: власть ли, коллеги-конкуренты по оппозиции ли, или и те, и другие вместе. Но ведь и изменения в Налоговый кодекс – это важно, это напрямую касается миллионов наших сограждан: предпринимателей, бухгалтеров, юристов, работающих непосредственно с бизнесом госслужащих; а опосредованно – всех занятых в частном секторе.

И, кстати, даже если Янукович не подпишет этот закон, опасаясь негативной реакции США (уже было соответствующее заявление Госдепа) и Европы на отстранение Кличко от президентской гонки и вернет его в Раду – парламент, скорее всего, проголосует его заново в том же виде, только без «поправок о Кличко». Остальные-то нормы возражений у депутатов не вызывали.

Что приняли?

Итак, давайте же посмотрим, что из себя представляет законопроект № 2054а – без учета «поправок о Кличко». Поверьте, здесь тоже есть немало интересного.

Итак, законопроект был внесен на рассмотрение парламента еще 17 мая по инициативе Кабинета министров Украины. Внесен не с бухты-барахты: его разработка, как поясняет профильное Министерство доходов и сборов, обусловлена выполнением плана мероприятий по повышению показателей Украины в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» (Doing business).

На первый взгляд, цель принятого законопроекта – самая что ни на есть благая: упростить процедуру регистрации бизнеса, одновременно сделав бесплатным доступ к информации государственных реестров о субъектах хозяйствования.

Если конкретно, речь идет о следующих шагах:

1. Срок уведомления банками налоговых органов об открытии счетов налогоплательщиков сокращается с 3 рабочих дней до одного рабочего дня

2. Больше не придется получать свидетельство о регистрации плательщика НДС, единого налога – вся необходимая информация будет вноситься в реестры и базы данных Миндоходов. Свидетельство плательщика НДС уже с начала следующего года будет заменено выпиской из открытого реестра, к которому все плательщики будут иметь свободный и бесплатный доступ.

3. Больше не придется получать справки о взятии налогоплательщика на учет или снятии с учета для регистрации этих данных в Едином реестре субъектов хозяйствования.

4. Все данные о постановке на учет или снятии с учета должны быть обнародованы на сайте Миндоходов и/или едином веб-портале не позднее следующего дня с момента регистрации субъекта предпринимательства или снятия его с учета.

5. Предпринимателям больше не придется в обязательном порядке уведомлять контролирующие органы об изменении своих данных, если такие данные внесены в Единый госреестр субъектов хозяйствования.

6. Каждый предприниматель, который не платит НДС, получит право быть плательщиком единого налога сразу после регистрации.

7. Аннулирование регистрации плательщика единого налога может осуществляться в случае наличия налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух кварталов подряд. Однако при этом субъект хозяйствования может вновь перейти на упрощенную систему налогообложения после окончания четырех последовательных кварталов.

Хорошо, но...

Назвать эти изменения бесполезными язык вроде как не повернется. Особенно радуют нововведения, касающиеся отмены обязательного получения лишних бумажек: свидетельств и справок. Все просто и по-европейски: есть база данных (реестр, сайт министерства) в Интернете – в ней все указано. Если очень нужно – можно получить выписку. Стоп. А вот и первый неприятный звоночек: а кто сказал, что процедура получения выписок не станет обязательной? Что выписки не будут требовать так же часто и настойчиво (и не к месту), как свидетельства и справки? Каждый, кто сталкивался с украинской бюрократической машиной, подтвердит: если чиновнику предоставить возможность потребовать бумажку – он ее потребует. И обставит эту процедуру всеми возможными неудобствами.

Второй скользкий момент – госреестры. О скандале с которыми вся Украина только и говорила пол-октября. Здесь вообще – масса вопросов. Начиная от защищенности реестров от внешнего вмешательства и заканчивая ответственностью чиновников за внесение/невнесения данных в реестр. Просто представьте себе ситуацию: ваши данные о постановке на учет просто не внесли. Неважно почему: забыли, электричество выключилось, сервер «глюкнул», специально кто-то подгадил – и что дальше? Раньше было свидетельство или справка на руках, бумажка (как говорил профессор Преображенский – «броня»). А теперь – что? Откуда делать выписки и, самое главное, кто будет отвечать?

Однако признаемся, что подобного рода претензии – все-таки, по большей части, технические. Это все – решаемые проблемы: безопасность государственных баз данных, неуместные требования чиновников.

Есть вопросы и посерьезней.

…но для кого это «покращення», если…

Попробуем определить: а для кого выписаны эти изменения? Ответ, как будто, на поверхности: для тех, кто открывает бизнес.

Здесь-то и зарыта собака. Предпринимателям, которые уже давно работают, собственникам хоть более-менее известных на рынке фирм от нововведений – ни тепло, ни холодно. Их-то как раз большинство нововведений не касается.

Никто не спорит, легкость, простота в открытии предприятия или регистрации физлица-предпринимателя – это важно, это действительно поможет подняться на несколько ступенек в рейтинге Doing business – но какой части украинских коммерсантов это действительно принесет облегчение?

Известна статистика – до 90% новых предприятий «сгорают» в первый год своего существования, 80% из выживших – в последующие пять лет (более оптимистичные данные – 70% в первый год, 60% из оставшихся – во второй). И что получается? Что тем единицам из сотни, которым удалось выжить, стать на ноги, завоевать себе репутацию, обеспечивать все эти несколько лет налоговые поступления в бюджет, наконец, налоговые «покращення» не сулят ничего принципиально нового.

А ведь, по логике вещей, их-то и надо бы в первую очередь поддерживать упрощением ведения предпринимательской деятельности. Не похоже ли это на некую профанацию заботы о бизнесе? Бизнесе, реально работающем и доказавшем свою эффективность?

Подойдем с другой стороны. Каждый, кому приходилось сталкиваться с необходимостью открывать бизнес в Украине, знает, что в стране существует масса юридических фирм, оказывающих услуги по открытию и регистрации предприятий «под ключ». Известно и то, что цены на услуги таких посредников, в общем-то, не кусаются: от 500 гривен для регистрации физлица до 2,5 тысяч – для открытия «типичного» ООО. Средняя цена 1500-2000 тысячи гривен.

Для малого и среднего бизнеса (а ведь о нем, в первую очередь, пекутся законодатели – открытие крупного бизнеса – абсолютно другое дело, он живет, открывается и банкротится по другим законам) эти затраты вовсе не кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что всем известна специфика работы таких юрфирм: они работают на личных контактах с чиновниками, прекрасно знают кому, сколько и в какой последовательности нужно занести, чтобы регистрация прошла без сучка, без задоринки и в кратчайшие сроки.

Так что, положа руку на сердце, вовсе не открытие предприятий является главной проблемой малого и среднего бизнеса в Украине.

Вот простой пример: не поленитесь пройтись по новостным ресурсам, опубликовавшим новость о принятых поправках, и почитайте комментарии. Вот наиболее характерные (правописание оригинала сохранено):

«Пожалуй, еще лучше было бы, если бы упростили еще и ликвидацию бизнеса…»

«Та дайте лучше закрыться нормально, третий год не ЧП, а закрыться никак не могу».

«Мне тут предлагали киоск купить, я стала наводить справки – а он безо всяких разрешений уже три года у метро «Левобережная» в Киеве работает. Когда я спросила – а на каких правах? - мне сказали - придет участковый, дашь ему денег и работай. И так работает вся страна! От того, кому давать - участковому, "крыше" или в бюджет, мне лично фиолетово».

Собственно, вопрос: а самих предпринимателей спрашивали, каких именно изменений и поправок они ждут?

…если не для «бабочек» и «чебурашек»?

И раз уж мы заговорили о реалиях ведения бизнеса в Украине, то давайте вспомним о тех, кому действительно приходится часто открывать предприятия. В бизнес-среде их называют то «чебурашками», то «бабочками», намекая и на несерьезность таких предприятий, и на недолгий срок их активной жизни. Сфера их использования – обналичивание средств и уход от налогообложения.

Схема проста: «чебурашке» перечисляют деньги в счет оплаты фиктивно оказанных услуг, выполненных работ или поставленных товаров – «чебурашка» за определенный процент (доходит до 15%!) обналичивает – «чебурашка» закрывается, концы в воду. Естественно, что существование «чебурашек» (особенно скользкий момент их закрытия) невозможно без «крыши» в соответствующих органах.

И никакой это не секрет. Так и вынужден работать украинский малый и средний бизнес, который «не дорос» до прелестей использования офшоров, с которыми вовсю работает бизнес крупный.

Вот и выходит, что упрощение регистрации предприятий очень выгодно… «чебурашкам» и их покровителям. Тут уж сами решайте – закладывали ли парламентарии именно такой эффект от своей законотворческой деятельности или суровая украинская реальность способна любому благому начинанию найти довольно оригинальное приложение.

Но вот то, что законодатели в стремлении облегчить согражданам doing business (а было ли стремление искренним?) зашли не с того конца – почти очевидно.

P. S. Автор ни в коей не мере не призывает отменить принятые поправки к Налоговому кодексу. Конечно, лучше что-то, чем ничего. Автор лишь хотел обратить внимание читателя на то, что путь подобных мелких улучшений в общем-то так и остается приятным в мелочах, но бесперспективным. Менять придется всю систему – рано или поздно. Если, конечно, о бизнесе опять не забудут за очередным политическим скандалом.

ПО ТЕМІ

ПОПУЛЯРНІ
ОСТАННІ НОВИНИ
ОСТАННI В РОЗДIЛI
ФОТОРЕПОРТАЖІ
ОБГОВОРЕННЯ
ОСТАННІ ПУБЛІКАЦІЇ

E-mail редакції:
© 2007-2012, 4post.com.ua
Передрук матеріалів тільки за умови посилання на 4post.com.ua. Передрук, копіювання чи відтворення в будь-якому вигляді інформації, що містить посилання на агентство УНІАН, заборонено. медмагазин ortop.ua - ваш надежный помощник в заботе о здоровье. В нашем ассортименте представлена самая современная и эффективная медтехника. От товары для реабилитации до специализированных средств для пожилых людей. Имеется большой ассортимент ортопедическая обувь и ортопедические стельки высочайшего качества, а также иные ортопедические товары на все случаи жизни.